Налоговый кодекс ст 119 — что представляет, как трактуется и на кого распространяется?

Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в наименование статьи 119 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 119 НК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 1 статьи 119 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Для расчета штрафа воспользуйтесь калькулятором, разработанным экспертами компании «Гарант»

2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок

влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

См. также Кодекс РФ об административных правонарушениях

Ст 119 НК РФ. Непредставление налоговой декларации

Каждый экономический субъект, обязанный выплачивать налоги, должен своевременно предоставлять декларацию. За нарушение этих требований предусматриваются наказания по ст. 119, 122 НК РФ. Последняя налагает на субъектов санкции за неуплату либо неполную выплату налога из-за занижения базы, другого неверного исчисления обязательного платежа либо прочих незаконных действий/бездействий. За непредоставление декларации в установленный законодательством срок наступает ответственность по ст. 119 НК РФ. Рассмотрим ее подробнее.

Пункт 1 ст. 119 НК РФ

За непредоставление декларации в налоговую инспекцию по месту учета на субъекта налагается взыскание. Его размер – 5% от невыплаченной суммы отчисления, подлежащей оплате (доплате) в соответствии с этим отчетным документом. По п. 1 ст. 119 НК РФ штраф начисляется за каждый месяц (полный либо неполный) с даты, установленной для сдачи отчетности. Его сумма не может быть меньше 1000 руб. и не больше 30% подлежащей к уплате суммы.

Ведение налогового учета в инвестиционном товариществе, а также расчет финансового итога может возлагаться на управляющее лицо (товарища). Последний, соответственно, должен сдавать декларацию в установленные сроки. В случае непредставления им отчетного документа своевременно в контрольный орган по месту его учета ст. 119 НК РФ предусматривает денежное взыскание размером 1 тыс. руб. за каждый неполный/полный месяц с даты, определенной для сдачи декларации.

Комментарии

Обязанность предоставлять декларацию предусматривается в ст. 80. Согласно первому пункту этой нормы, отчетность сдается субъектом по каждому налогу. Эта обязанность распространяется и на юрлиц, и на граждан. В законодательстве установлены конкретные сроки для сдачи отчетности. В качестве объекта правонарушения по ст. 119 НК РФ выступает порядок предоставления декларации в контрольный орган.

Специфика общего наказания

П. 1 ст. 119 НК РФ имеет ряд особенностей. Наказание не может более вменяться только плательщику, имеющему самостоятельный статус. В соответствии с изменениями, которые внесены ФЗ №134, с 1 января 2015 г. на налоговых агентов также может налагаться штраф. Ст. 119 НК РФ не распространяется на случаи, когда декларация предоставлена с нарушениями установленных сроков, но обязательное отчисление в бюджет было осуществлено до подачи отчетности и вынесения контрольным органом решения о применении к субъекту наказания. Если суммы налога за соответствующие периоды равны 0, за непредставление в инспекцию декларации будет применяться санкция. Ее размер равен низшей величине денежного взыскания, установленного в пункте первом ст. 119 НК РФ. Сумма наказания рассчитывается в соответствии с налогом, неуплаченным в срок. Из этой формулировки следует, что при определении штрафа следует брать не отчисленный платеж на установленную законом дату перечисления.

Авансовые платежи

Ответственность по рассматриваемой норме наступает только после сдачи декларации. Нарушение порядка, в соответствии с которым осуществляется исчисление или выплата авансов, не является основанием для вменения субъекту наказания за нарушение требований законодательства о сборах и налогах. В соответствии с п. 3 ст. 58 и пунктом первым ст. 80 проводится разграничение двух обособленных документов. Первым выступает налоговая декларация, которая сдается в конце отчетного года, вторым – расчет авансов за отчетные периоды. Ст. 119, таким образом, не охватывает деяния, выраженные в несвоевременном предоставлении или непредоставлении последних. При этом значения не имеет наименование расчетов в той или другой главе ч. 1 Кодекса.

Наказание для управляющего товарищу

Кроме рассматриваемой нормы, санкции к этому субъекту установлены в ст. 119.2 НК РФ. По пункту первому этой статьи, предусматривается наказание за предоставление в контрольный орган расчета финансового итога, содержащего недостоверную информацию. За это деяние управляющему товарищу вменяется денежное взыскание 40 тыс. руб. Если расчет, в котором присутствуют недостоверные данные, предоставлен умышленно, размер штрафа увеличивается вдвое – до 80 тыс. руб. При определении правил, порядка, сроков сдачи декларации, отчета о финансовом результате в контрольную инстанцию следует руководствоваться положениями норм 22-24, 80-81, а также соответствующими статьями ч. 2 Кодекса, устанавливающими те или иные даты для каждого обязательного отчисления в бюджет. Правила ст. 112 и 114 допускают уменьшение или увеличение сумм налоговых штрафов, предусмотренных в ст. 119.

Сроки сдачи декларации

Контрольные даты устанавливаются несколькими статьями Кодекса:

  1. П. 5 ст. 174. В положениях нормы определяется срок предоставления отчетности по НДС. Субъекты должны сдать документ не позже 20 числа мес., который идет за завершенным налоговым периодом, если другое не устанавливается гл. 21 Кодекса. Данное требование распространяется и на агентов, не выступающих плательщиками или являющихся освобожденными от обязанности осуществлять отчисление по добавленной стоимости.
  2. Ст. 174.1 (п. 4 абз. 2). В соответствии с положениями, присутствующими в норме, участник соглашения инвестиционного товарищества (управляющий), ответственный за ведение учета, предоставляет декларацию в срок, определенный в статье 174 п. 5.
  3. Ст. 204 п. 5. Согласно положениям нормы, плательщики акцизов должны сдавать декларацию не позже 25 числа того мес., который идет за оконченным налоговым периодом. Субъекты, которые имеют св-во о регистрации на осуществление операций с бензином прямого перегона или денатурированным спиртом, направляют отчетность не позже 25 числа третьего месяца, идущего после отчетного.
  4. Ст. 229 (п. 1 абз. 2). В этой норме установлен срок для представления декларации по НДФЛ. Она сдается не позже 30 апр. того года, который наступает за завершенным периодом, если другое не устанавливается в статье 227.1 Кодекса.
  5. Ст. 289 п. 3. В норме определена дата сдачи декларации по налогу с прибыли. Субъекты представляют отчетность не позже 28 календарных дн., прошедших со дня завершения соответствующего периода. Плательщики, осуществляя выплату авансов, направляют документы в срок, определенный для их уплаты.
  6. Ст. 333.14 п. 2 и ст. 333.15 п. 1. Согласно нормам, отчетность по водному налогу сдается субъектом в срок, определенный для уплаты этого отчисления (не позже 20 числа мес., идущего за оконченным периодом).
  7. Ст. 345 п. 2. Декларация по НДПИ сдается не позже последнего числа того месяца, который пойдет за завершенным периодом.
Смотрите также:  Госпошлина в налоговом кодексе: основные статьи и правила

Декларация по ЕСХН

Сроки для ее сдачи определены в ст. 346.10 п. 2. Плательщики сдают отчетность:

  1. По окончании периода не позже 31.03 того года, который пойдет за завершенным налоговым годом. Исключением является случай, указанный ниже.
  2. Не позднее 25 числа того мес., который следует за месяцем, в котором по уведомлению, предоставленному плательщиком в контрольный орган в соответствии со ст. 346.3 (п. 9), он прекратил предпринимательскую деятельность как сельскохозяйственный товаропроизводитель.

Сроки для организаций на УСН

Они определяются ст. 346.23 п. 1. В соответствии с нормой, по окончании периода субъекты, использующие УСН, направляют отчетность по месту проживания ИП или расположения организации. Для индивидуальных предпринимателей срок установлен не позднее 30.04 того года, который пойдет после оконченного налогового периода. Исключением выступают случаи, предусмотренные в ст. 346.23 (пунктах втором и третьем). Организациям необходимо предоставить декларацию не позже 31.03 года, который следует за истекшим периодом. Исключением выступают также случаи, определенные ст. 346.23 (пунктами вторым и третьим).

Другие сроки

Отчетные даты для субъектов, обязанных осуществлять отчисления в бюджет, устанавливают также:

  1. Ст. 346.23 (третий пункт). Согласно норме, декларации по ЕНВД по окончании периода направляются в контрольный орган до 20 числа первого мес. следующего периода.
  2. Норма 363.1 (пункт третий). В соответствии с положениями, присутствующими в статье, отчетность по транспортному налогу направляется организациями не позже 1.02 года, идущего за завершенным периодом.
  3. Ст. 370 (пункт второй). В норме определено, что декларация по налогам на игорный бизнес за прошедший период сдается плательщиком в контрольный орган по адресу регистрации соответствующих объектов обложения до 20 числа того месяца, который следует за завершенным периодом.
  4. Норма 386 (третий пункт). Согласно положениям статьи, отчетность по налогу с имущества предоставляется организациями не позже 30.03 того года, который пойдет за оконченным периодом.
  5. Ст. 398 (третий пункт). В соответствии с этой нормой определяется срок предоставления декларации по налогу на землю. Плательщики должны сдать отчетность не позже первого февраля того года, который идет за завершенным периодом.

Таким образом, в Кодексе достаточно четко установлены все контрольные сроки. Субъекты, ведущие отчетность и ответственные за своевременное предоставление документации в налоговый орган, должны учитывать положения законодательства. В случае нарушения определенных норм наступает соответствующая ответственность. Контрольные органы, в свою очередь, должны учитывать специфику назначения наказаний, а также правила, касающиеся предоставления расчетов по авансовым платежам. Во избежание проблем, хозяйствующим субъектам рекомендуется периодически просматривать обновления налогового законодательства.

Комментарии к СТ 119 НК РФ

Статья 119 НК РФ. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)

Комментируемая статья устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации.

Согласно пунктам 133 и 136 Административного регламента ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н, при сдаче отчетности в налоговые органы ее могут не принять, если:

— отсутствует документ, подтверждающий личность налогоплательщика, личность и полномочия уполномоченного представителя (паспорт, доверенность), когда отчетность представляется на бумажном носителе лично или через представителя соответственно;

— налоговая декларация (расчет) представлена не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке;

— в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, отсутствует подпись уполномоченного лица, который подтверждает достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и (или) нет печати;

— отчетность представлена в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета);

— в налоговой декларации (расчете) отсутствуют реквизиты: наименование организации-налогоплательщика, ИНН, подписи уполномоченных лиц, вид документа (первичный, корректирующий), наименование налогового органа.

Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации. При этом ответственность за направление декларации неустановленной (устаревшей, утратившей силу) формы названной нормой не предусмотрена.

Следовательно, привлечение налогоплательщика к ответственности за представление налоговой декларации неустановленной (устаревшей, утратившей силу) формы неправомерно. На это обратил внимание Президиум ВАС РФ в Постановлении от 03.02.2009 N 11482/08.

Отметим, что статья 119 НК РФ не предусматривает ответственности за нарушение установленного способа представления налоговой декларации.

Подобные действия являются нарушением формы представления налоговой декларации и не образуют состава правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ.

Данный вывод является устоявшимся в судебной практике (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.2007 N А58-2710/07-Ф02-7689/07).

Как разъяснено в письме Управления МНС России по г. Москве от 12.10.2004 N 11-15/65542, порядок представления налоговой декларации по почте, установленный статьей 80 НК РФ, считается нарушенным, если отсутствует опись вложения, и это может повлечь за собой наступление налоговой ответственности по статье 119 НК РФ.

Смотрите также:  Возврат подоходного налога при строительстве дома: принципы

Датой представления налоговой декларации, отправленной по почте, является дата, указанная в штампе «Почта России». При этом дата, указанная на календарном штемпеле оператора почтовой связи, подтверждает только дату приема декларации с описью вложения от налогоплательщика и в целях применения статьи 80 НК РФ не признается датой представления налоговой декларации.

Такая позиция отражена в письме МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/[email protected] «Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за II полугодие 2003 года — I квартал 2004 года».

Декларация, поданная не в полном объеме, не содержит все сведения, необходимые для осуществления налогового контроля над налогоплательщиком, не позволяет проверить правильность исчисления и уплаты налога.

Следовательно, такой документ не отвечает установленным пунктом 1 статьи 80 НК РФ требованиям к такому документу, как декларация, и не может считаться представленным в пределах установленного срока.

Аналогичную позицию занял ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 17.02.2006 N А19-22309/05-5-Ф02-321/06-С1.

Следует отметить, что одновременно с понятием налоговой декларации статья 80 НК РФ предусматривает понятие налогового расчета. Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу.

Таким образом, налоговое законодательство разграничивает понятия «налоговая декларация» и «расчет по авансовым платежам» и сроки их представления.

За непредставление (несвоевременное представление) налогового расчета ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ, не применяется. Ответственность за несвоевременное представление указанного расчета установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Аналогичная позиция отражена в судебной практике (см. Постановления ФАС Уральского округа от 30.08.2006 N Ф09-7570/06-С7, ФАС Поволжского округа от 12.10.2006 N А12-3365/06, ФАС Северо-Западного округа от 24.11.2006 N А56-8491/2005).

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 10.05.2007 N А78-7944/06-С2-8/439-Ф02-2657/07 пришел к выводу, что привлечение к ответственности налогового агента по статье 119 НК РФ действующим законодательством не предусмотрено, поскольку в данной статье предусмотрен только один субъект налогового правонарушения — налогоплательщик.

Следует обратить внимание, что в действующей редакции из статьи 119 НК РФ исключена дифференциация размера штрафа за непредставление налоговой декларации в зависимости от срока задержки. Теперь за любое нарушение срока представления налоговой декларации штраф будет назначен в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Следовательно, минимальный размер штрафа за непредставление налоговой декларации составляет теперь 1000 руб. Именно данный размер штрафа будет являться правомерным для случая непредставления налоговой декларации с нулевыми показателями как на срок менее 180 дней, так и на любой другой срок.

Ранее в судебной практике существовал подход, согласно которому поскольку сумма штрафа определяется в виде процента от суммы налога, подлежащей фактической уплате (доплате) в бюджет за период, за который подана налоговая декларация, если сумма налога к уплате составляет 0 руб., то и размер штрафа, подлежащего взысканию, составляет 0 руб.

К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.06.2010 N 418/10.

В пункте 1 статьи 81 НК РФ закреплена норма, согласно которой уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Учитывая данную норму, налоговый орган не имеет права привлекать к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ за подачу уточненной налоговой декларации после истечения установленного срока подачи декларации.

На основании пункта 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении положений пунктов 3 и 4 статьи 81 НК РФ, предусматривающих освобождение налогоплательщика от ответственности в случае самостоятельного обнаружения и исправления им в установленном указанными нормами порядке допущенных при составлении налоговой декларации ошибок, судам необходимо исходить из того, что в данном случае речь идет об ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и статьей 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» НК РФ.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.11.2012 N А26-2078/2012 установил, что налогоплательщик нарушил срок представления декларации по земельному налогу в налоговый орган на два дня и указанное правонарушение не нанесло ущерба бюджету.

Признав данные обстоятельства смягчающими ответственность, суд снизил размер штрафа до 200 руб., в связи с чем отказал налоговому органу во взыскании штрафа в сумме 800 руб.

Налоговый орган ссылался на то, что сумма штрафа 1000 руб. является минимальным размером налоговой санкции по пункту 1 статьи 119 НК РФ, в связи с чем статья 112 НК РФ относительно снижения штрафа при наличии смягчающих ответственность обстоятельств в данном случае неприменима.

Однако, как отметил суд, установление минимального предела санкции в статье 119 НК РФ не исключает возможности применения положений статей 112 и 114 НК РФ, которые предоставляют право налоговому органу или суду с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, уменьшить размер штрафа не менее чем в два раза. Нормы указанных статей не содержат ограничений по установлению размера штрафа ниже низшего предела с учетом смягчающих обстоятельств, из них не следует невозможности применения последствий наличия смягчающих ответственность обстоятельств.

Статья 119. Непредставление налоговой декларации

Объективная сторона правонарушения выражается в непредставлении налогоплательщиком в налоговый орган по месту своего учета налоговых деклараций по налогам, которые он обязан уплачивать.

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по уплачиваемым налогам. Данная обязанность конкретизируется отдельными главами части второй Налогового кодекса РФ, устанавливающей виды налогов.

Предметом рассматриваемого правонарушения является налоговая декларация. Понятие налоговой декларации дается в ст. 80 НК РФ, согласно которой декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Статья 80 НК РФ содержит юридические признаки налоговой декларации, поэтому непредставление или несвоевременное представление иной налоговой отчетности, не содержащей сведений, указанных в данной статье, не подлежит квалификации по ст. 119 НК РФ.

Смотрите также:  Налог на автомобиль: кто может рассчитывать на льготы

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, который он обязан уплачивать. Обязанность по представлению декларации считается исполненной надлежащим образом только при условии ее представления в соответствующий налоговый орган в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

Как правило, на налогоплательщике лежит обязанность по уплате различных налогов и сборов, или по одному налогу он должен представлять самостоятельные декларации, но в различные сроки. При нарушении налогоплательщиком сроков представления в налоговый орган нескольких деклараций непредставление в срок каждой декларации квалифицируется по ст. 119 НК РФ в качестве самостоятельного правонарушения независимо от продолжительности просрочки по иным декларациям. Учитывая положения п. 2 ст. 112 НК РФ, привлечение к от-ветственности за предыдущее налоговое правонарушение является обстоятельством, отягчающим ответственность.

Однако следует различать уплату налога по декларации, составляемой налогоплательщиком самостоятельно, и уплату налога по требованию налогового органа, выставляемого налогоплательщику. В п. 1 ст. 80 НК РФ предусмотрены ситуации, освобождающие налогоплательщика от подачи декларации. Например, на основании ч. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В частности, налоговые органы обязаны ис-числять суммы налогов на имущество физических лиц, земельного налога и некоторых других. При этом освобождение налогоплательщика от обязанности самостоятельно исчислять налог и, следовательно, представлять в налоговый орган соответствующую декларацию не всегда четко прописано в законе о конкретном налоге или главе Налогового кодекса РФ, устанавливающей какой-либо налог. Отсутствие в законодательном акте о налогах и сборах нормы, указывающей на обязанность налогоплательщика представить декларацию, следует расценивать как освобождение от названной меры должного юридического поведения.

Статья 119 НК РФ состоит из двух пунктов, различие между которыми проводится по продолжительности просрочки представления налогоплательщиком налоговой декларации. Каждый из пунктов ст. 119 имеет факультативные признаки состава пра-вонарушения: п. 1 — место совершения правонарушения; п. 2 — место и время совершения правонарушения. Местом совершения правонарушения является место нахождения налогового органа, в который налогоплательщик должен представить соответствующую декларацию. Временем совершения правонарушения, описанного п. 2 ст. 119 НК РФ, является период времени, составляющий период более 180 дней по истечении установленного срока представления налоговой декларации.

Правонарушение в виде непредставления налоговой декларации считается оконченным в момент истечения срока, установ-ленного законодательством для подачи налоговой декларации. Моментом окончания рассматриваемого деяния будет являться прекращение правонарушения самим налогоплательщиком в виде подачи декларации в соответствующий налоговый орган или пресечение правонарушения налоговым органом в результате проведения налоговой проверки (или иным компетентным органом).

В ходе проведения проверки налоговый орган на основании соответствующих данных может самостоятельно выявить в финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика факты, подлежащие декларированию для целей налогообложения.

Если налог подлежит уплате (доплате) в результате применения налоговых льгот, а также при наличии у налогоплательщика права на возврат из бюджета излишне уплаченного налога он не освобождается от подачи декларации по возвращаемому налогу. Следовательно, непредставление, а равно несвоевременное представление налоговой декларации, по данным которой у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате (доплате) налога, не освобождает от ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ. В рассматриваемой ситуации санкция рассчитывается только на основании п. 1 ст. 119 в размере «не менее 100 рублей».

Не является обстоятельством, исключающим ответственность налогоплательщика по рассматриваемой статье, факт невыполнения налоговым органом своей обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 80 НК РФ, по бесплатному предоставлению налогоплательщику бланков налоговых деклараций. Налоговым законодательством не запрещается самостоятельное изготовление налогоплательщиком бланков налоговых деклараций по установленному образцу.

Также не освобождает налогоплательщика от ответственности по ст. 119 НК РФ уплата налога по просроченной декларации, однако данный факт может учитываться в качестве смягчающего вину обстоятельства.

Не образуют состава налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ деяния налогоплательщика, образовавшиеся в результате допущенных ошибок при составлении налоговой декларации, в том числе и такие ошибки, которые привели к занижению налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога. Согласно диспозиции рассматриваемой статьи не является противоправным деянием подача налоговой декларации с неверным содержанием, с ошибками, допущенными при ее составлении, в том числе с погрешностями, приводящими к занижению суммы налога, подлежащего уплате (доплате).

Если в финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика отсутствуют факты, подлежащие декларированию для целей исчисления налогов, то им составляется декларация об отсутствии полученного дохода, произведенного расхода или иных объектов налогообложения. Однако за непредставление нало-гоплательщиком сведений в форме налоговой декларации с «прочерками» («нулевой» декларации) ответственность, преду-смотренная ст. 119 НК РФ, не применяется.

Непредставление налоговой декларации относится к формальным составам и квалифицируется в качестве правонарушения независимо от наличия или отсутствия последствий в виде неуплаты налогов.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, является надлежащий субъект налоговой обязанности, т.е. лицо, обязанное исполнять требования ст. 80 НК РФ о представлении декларации налоговым органам. Следовательно, ответственности по данной статье подлежат организации-налогоплательщики, физические лица и законные представители физических лиц. Представители организации не являются субъектами правонарушения по ст. 119, поскольку их действия по представлению налоговой декларации направлены на исполнение налоговой обязанности организации, а не самого представителя.

Субъективная сторона непредставления декларации в налоговый орган характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Санкция, применяемая к правонарушителям по ст. 119 НК РФ, выражена в виде штрафа и носит компенсационный характер. Размер санкции зависит от суммы налога, которая могла бы быть взыскана с налогоплательщика по непредставленной в срок дек-ларации.

Оставьте комментарий